Анализ понятия «творческий потенциал» в современной психологической литературе

Элегантность и доступность:белорусские деловые костюмы
7 часов назад
Воплощение роскоши: платья, созданные для настоящих див
9 часов назад


Чаплыгина, К. И. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной психологической литературе / К. И. Чаплыгин. — Текст: немедленно // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68547/ (дата обращения: 09.01.2022).

В статье представлен анализ понятия «творчество» в современной психологической литературе на основе данных различных исследователей.

Ключевые слова: креативность, креативность, творческий потенциал.

Понятие «творчество» является базовым понятием «творческий потенциал». Согласно Культурологическому словарю, творчество – это процесс культурной деятельности, в результате которого возникают качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество – это способность человека создавать новую реальность из материала, предоставленного реальностью, которая отвечает различным потребностям человеческой жизни [6].

Я. А. А. Пономарёв считает творчество необходимым условием развития материи, возникновения её новых форм, с появлением которых изменяются и формы творчества. Творчество человека является лишь одной из этих форм [8].

А. Г. Спиркин предлагает следующее определение: творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание первоначальных ценностей, установление новых, неизвестных ранее фактов, свойств и законов материального мира и духовной культуры [12].

Тесно связано с творчеством понятие «креативность», под которым понимается способность человека генерировать необычные идеи, находить оригинальные решения и отходить от традиционных моделей мышления [4].

Массачусетс Холодная отмечает, что творчество рассматривается в узком и широком смысле. Креативность в узком смысле — это различные мысли, отличительной чертой которых является готовность выдвинуть множество одинаково правильных идей об одном и том же предмете. Креативность в широком смысле слова – это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить в опыт что-то новое, способность генерировать оригинальные идеи в контексте решения и постановки новых задач, способность распознавать пробелы и противоречия и формулировать гипотезы о отсутствие элементов ситуации, а также способность отказаться от стереотипного мышления [13].

Термин «творческий потенциал» как понятие используется в научных источниках с 1990-х гг. В словаре термин «потенциал» в той или иной степени интерпретируется как открытая возможность. В философском смысле потенциал – это источник, возможность, средство, резерв, которые человек может использовать для решения задачи, достижения определенной цели. В психологии потенциал человека — это уровень формирования его психологических свойств и особенностей, которые в совокупности составляют резерв повышения эффективности действия, дальнейшего развития и творческого проявления. Потенциал конкретизирует психические способности человека по всему спектру, от психологических свойств до профессиональных навыков и личных психофизиологических ресурсов. Применительно к творчеству под потенциалом понимается наличие личностных качеств, обеспечивающих развитие личности, а также создание новых, общественно значимых объектов духовной и материальной культуры [5, 9, 11].

Творчество на платьях: вдохновляющая коллекция Dress Me!
8 часов назад
Соблазнительные стильные платья: экономьте с техникой шопинга «low price, high style»
7 часов назад

«Творческий потенциал» становится строго научным предметом исследования в работах П. К. Энгельмейера начала ХХ века. Затем всплеск активности в изучении отдельных аспектов развития творческого потенциала личности был отмечен в работах философов С. Р. Эвинзона, М. С. Кагана, Е. В. Колесникова, П. Ф. Коровчука, И. О. Мартынюка и др., а также психологов Л. Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаев-Томина, Ю.А. Н. Кулуткин, А. М. Матюшкин, Ю. А. Пономарев, Г. С. Сухобская и др. в 60-80-е гг.

Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал не имеет однозначного толкования, общепринятого определения.

Т. Г. Браже определяет творческий потенциал как совокупность знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитое чувство новизны, открытость человека ко всему новому; высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять способы действия в соответствии с новыми условиями деятельности. А развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении путей развития каждой из его составляющих и способов их взаимосвязи [1].

Н. Кулуткина, творческий потенциал человека, определяющий эффективность его действий в изменяющемся мире, характеризуется не только ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или способами решения проблем, но и некоторыми общепсихологическими основаниями, их определяющими . Есть основания полагать, что такой основой (таким потенциалом развития) является системное образование личности, характеризующееся резервами мотивационного, интеллектуального и психофизиологического развития, а именно богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию. в различных областях работы, познания и общения; уровень развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые жизненные и профессиональные задачи, особенно глобальные, т.е.

Л. К. Веретенникова предлагает признать творческий потенциал неотъемлемым свойством личности. Указано, что сущностью творческого потенциала является способность личности создавать новые, оригинальные вещи, т. е. способность к творчеству. В то же время творческий потенциал личности не может быть сведен исключительно к этой способности; оно не существует как нечто обособленное и обособленное от других черт личности. Этот потенциал, наряду с названной способностью, предполагает формирование системы других тесно связанных и взаимопроникающих черт личности, в том числе психологических процессов, интеллекта, направленности и других [2].

В. Г. Рындак и Л.В. Мещерякова определяют творческий потенциал как систему личностных качеств, оптимально изменяющих способы действия в соответствии с новыми условиями, а также знаний, умений, направленности, определяющих развитие педагогических новаций, в конечном итоге побуждающих человека к творческому развитию и самореализации. . Творческий потенциал способствует выходу человека на новый уровень жизнедеятельности — творческий, преобразующий общественное бытие, когда человек осознает, выражает себя не только в порядке решения ситуации, откликаясь на ее требования, но и в порядке противодействие, противопоставление, преобразование ситуации и самой жизни [10].

Анализ произведений Л.А. Дариньской показано, что творческий потенциал представляет собой целостное понятие, включающее в себя естественные генетические, социальные, личностные и логические компоненты, которые в совокупности представляют собой знания, умения, способности и стремления человека к трансформации в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих нравственных норм. Творческий потенциал, по мнению автора, как система личностных способностей, знаний, умений, отношений характеризуется: стремлением к смыслу собственной личности (самореализации); творческий подход к учебной деятельности; творческая активность в учебной деятельности; возможность самовыражения; размышления о собственной жизни; ориентация на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве [4].

Таким образом, творчество – это процесс деятельности человека, направленный на создание исходных ценностей, установление новых фактов, свойств и закономерностей в целях удовлетворения потребностей человека, творчество – это способность человека создавать необычные идеи, оригинальные решения, привносить новое. Анализ различных исследований привел к выводу, что в настоящее время нет единого мнения относительно определения и содержания термина «творчество». Однако многие ученые и исследователи по этой проблеме сходятся во мнении: творческий потенциал – это способность к творчеству и самореализации посредством этой деятельности.

  1. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала и проверка профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996.
  2. Веретенникова Л. К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала учащихся: дис. Кандидатская диссертация в области педагогических наук: 13.00.01 Количество страниц — 340 стр.
  3. Горовая Валерия Ивановна, Петрова Нина Федоровна Творческий потенциал личности и его развитие // Вестник ГУУ. 2013. № 11. С. 136-139.
  4. Ильин Е. П. Психология творчества, творчества и талантов. Санкт-Петербург; Петр; 2009.434 гр.
  5. Александр Федорович Караваев, Вадим Олегович Зверев, Владимир Робертович Формирование психологического потенциала сотрудника по Гилю // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 44-46.
  6. Большой толковый культурологический словарь. Москва: Вече, 2003. 511 с.
  7. Кулуткин Н. Н. Меняющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. — СПб: СПбГУПМ, 2001. — 84 с.
  8. Пономарев Я. А. Психология творчества: тенденции развития психологических наук / Ю. А. Пономарев. — М., 1988. С. 43
  9. Психология: словарь / под редакцией А.М. Петровский. — Москва: Политиздат, 1990.- 448 с.
  10. Рындак В. Г., Мещерякова Л. В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). — Москва: Педагогический вестник, 1998.- 116 с.
  11. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1987.- 1599 с.
  12. Спиркин А.Г. Сознание и сознание / А.Г. Спиркин. — Москва, 1972. 193
  13. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Эд. 2 исправленные и дополненные / СПб: Петр, 2002. — 272 с.

Ключевые понятия

(автоматическая генерация)

: творческий потенциал, способность человека, креативность, одаренность, творческая деятельность, творческий потенциал личности, метод работы, учебная деятельность, широкое значение.

Соблазнительные стильные платья: экономьте с техникой шопинга «low price, high style»
10 часов назад
ДИЗАЙНЕРСКИЕ КОСТЮМЫ «ИЗАБЕЛЬ»
10 часов назад

Читайте также