Этические категории любви и дружбы являются необходимыми составляющими поиска человеком смысла и условий счастья. Антуан де Сент-Экзюпери заметил, что «нет в мире ничего более ценного, чем узы, связывающие человека с человеком».


Этическая дружба определяется как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, симпатии и чувстве общего интереса.
Дружба — древнее понятие, к которому каждый век добавляет что-то новое. Дружба всегда считалась социальной и нравственной ценностью.
Настоящая дружба не очень распространена. Конфуций уже в 5 веке до н.э. он заключил: «Есть три полезных друга и три вредных. Полезные друзья — это прямой друг, искренний друг и друг, который много слышал. Вредный друг — это лицемерный друг, друг сердцееда и друг-болтун. .
А. Шопенгауэр восхищался дружбой и в то же время сомневался в ее существовании: «Настоящая и честная дружба предполагает сильное, чисто объективное и совершенно бескорыстное участие в радости и горе другого человека, а это участие, в свою очередь, предполагает реальное отождествление с другим человеком». эгоизм человеческой натуры в том, что истинная дружба принадлежит вещам, где остается неизвестным, относятся ли они к царству сказок или действительно где-то существуют».
Первое философско-психологическое исследование дружбы как самостоятельного отношения, не пересекающегося с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей, было предпринято Аристотелем. Дружба, по Аристотелю, есть величайшая ценность, потому что «никто не пожелал бы жить без друзей, даже если бы имел все остальные блага».
Совершенная и настоящая дружба бескорыстна. Но в то же время дружба воспитывается по отношению к другу «ради себя», ибо «если добродетельный становится другом, то становится благом и для того, для кого друг — друг». Аристотель утверждал, что «как когда мы хотим увидеть свое лицо, мы смотрим в зеркало и видим его, так и когда мы хотим познать себя, мы можем познать себя, глядя на друга». В общении с друзьями человек наиболее отчетливо осознает, что происходит в его собственной душе. Таким образом, дружба является незаменимым средством самопознания. Народная пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Количество друзей имеет свои пределы: близкая дружба — это дружба немногих.
Дружба отличается от деловых отношений, в которых один человек использует другого для достижения своих целей, потому что она ценна сама по себе, поскольку
хороший
Друзья помогают друг другу «как друзья, а не как любимцы».
В отличие от поверхностного знакомства дружба представляет собой более глубокие отношения, характеризующиеся внутренней близостью, самоотверженностью, верностью, верностью, упрямством и принципиальностью, искренностью и доверием. Мы называем друзей своим альтер-эго (вторым я) не просто так.
Бескорыстие в дружбе означает отношения, не преследующие личной выгоды и основанные на активной взаимной готовности помочь. Преданность и верность укрепляют уверенность в себе, ведь верный друг не оставит нас в нужде. Взаимное давление и принципиальность, превращающие дружбу в действующую силу, способствуют творческим успехам и самосовершенствованию каждого друга. В этом глубокий смысл и нравственная ценность дружбы. Требование дружбы оправдано, потому что дружба является показателем ценности человеческих качеств.
Наиболее плодотворный период, когда дружба носит чрезвычайно активный и эмоционально значимый характер, приходится на подростковый и ранний подростковый, школьный и студенческий годы. Это самый благоприятный возраст для завязывания интересных и продолжительных контактов.
Дружба несовместима с эгоизмом и предательством. Это значит уважать честь и достоинство друзей и быть с ними честным: «Дружба возможна только между честными людьми» (Цицерон).
У дружбы есть свой «моральный кодекс». Неписаные правила дружбы включают делиться успехами и неудачами с другом; помощь другу, когда это необходимо; оказание другу эмоциональной поддержки; быть уверенным и доверчивым по отношению к другу; защищать друга в его отсутствие и не критиковать его публично; хранить секреты, доверенные другу; терпимость к другим друзьям; не быть навязчивым и не поучать; уважение внутреннего мира и свободы друга и т. д. Дружба требует такта в отношениях. Высоко ценятся великодушие, сострадание и умение прощать необдуманный поступок. Нарушение этих правил может оттолкнуть вас и разрушить вашу дружбу.
Для достижения и сохранения дружеских отношений необходимо научиться терпимости, умению принимать друзей как личностей, отзываться на их радости и горести.
Любовь
. В самом широком смысле этого слова
любовь
— является
нравственный и эстетический
значение
,
Она выражается в бескорыстном и бескорыстном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности отдать себя.
.


Однако понятие «
любовь
любовь» многогранна: она включает в себя как любовь к людям (гуманизм) и любовь к Родине (патриотизм), так и любовь к искусству, науке, природе и родительскую любовь, и любовь детей к своим родителям.
Самая истинная сущность любви дана апостолом Павлом в 1 Коринфянам:
- 4. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не хвалится и не гордится,
- 5. не грубить, не ищет своего, не раздражается, не думает о зле,
- 6. не радуется неправде, а сорадуется истине;
- 7) Он все обнимает, всему верит, на все надеется, все терпит.
- 8. Любовь никогда не прекращается, хотя пророчество прекратится, языки умолкнут и знание упразднится.
Любовь, которая соединяет мужчину и женщину, имеет особое значение. Любовь — сложное человеческое переживание, возникающее в результате сближения общих, биологических потребностей, трансформированных культурой, с нравственными, эстетическими и психологическими стремлениями личности. Любовь издавна считалась самым сложным из человеческих чувств. Оно имеет непосредственное отношение к тайне жизни, человеческого рода.
Нравственная природа любви
Русский философ В. Соловьев глубоко раскрыл в своем трактате «Смысл любви
Значение любви
«Смысл человеческой любви он видит в «оправдании и спасении индивидуальности через принесение в жертву себялюбия». Любовь есть (…) перенос всего нашего интереса в жизни с себя на другого, как перенастройка самый центр нашей личной жизни. «Любовь есть самоотречение. существа», через которые «совершается ее высшее самоутверждение». По Соловьеву, любовь ведет к расцвету индивидуальной жизни, а эгоизм несет гибель личной стихии.
Между прочим, еще раньше Гегель писал: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от осознания своего «я», забыть себя в другом «я» и все же в том же исчезнуть и забыть найти «я» в первый раз». .
По Соловьеву, «ближайшая задача любви состоит в том, чтобы произвести «действительное и неразрывное соединение двух жизней в одной жизни», чтобы два конкретных существа могли соединиться вместе для создания абсолютного человека, настоящего человека как свободного единство мужского и женского начал, сохраняя их формальную обособленность, но преодолевая их принципиальное несогласие.
Философ определяет
любовь
в качестве
«привлечение живого существа к другому, чтобы соединиться с ним и дополнить жизнь друг друга».
Из взаимности отношений он выводит три вида любви. Есть любовь, дающая больше, чем получает, нисходящая родительская любовь, основанная на жалости и сострадании сильного к слабому, старшего к младшему. Такая любовь, переполняющая семейные узы, создает понятие «отцовство».
Вторая — восходящая любовь, которая получает больше, чем отдает, любовь детей к родителям, основанная на чувстве благодарности и благоговения. Он отражает духовные ценности, веру в Бога.
Сексуальная любовь уравновешивает нисходящую и восходящую любовь, жалость и почтение в сочетании с чувством стыда создают новую духовную идентичность. Эмоциональной основой этой любви является полнота жизненной взаимности.
По Соловьеву, именно благодаря любви меняется социальная и природная среда. Он перечислил пять возможных способов любви, два ложных и три истинных. Первая, «ад», — мучительная, неделимая страсть любви. Второй ложный путь — «звериный» — разврат. Третий путь (первый реальный) — брак. Четвертое — аскетизм. Высший, пятый путь — это божественная любовь, ведущая к целостности в союзе мужского и женского. Человек в этом случае становится «сверхчеловеком»; здесь она выполняет главную задачу любви, сохранить возлюбленного, спасти его от смерти и тления. Значение любви определяется Соловьевым через понятие меры в толковании Августина Блаженного:
Мера любви есть любовь без меры.
«.
Э. Фромм в «Искусстве любить» называет любовь «ответом на проблему любви».
любовь как «ответ на проблему человеческого существования».
она помогает людям преодолеть чувство изоляции и одиночества, «позволяя человеку оставаться самим собой, сохранять свою целостность». В любви есть парадокс: два существа становятся одним и все же остаются двумя.
Любовь – это искусство, требующее самосовершенствования, жертвенности, свободы и ответственности. Фромм выделяет пять элементов, присущих любви: даяние, то есть способность отдавать другому, забота, ответственность, уважение и знание. Фромм различает братскую любовь, основанную на равенстве; материнская любовь, забота о слабых; эротическая (сексуальная) любовь; любовь к себе как гарантия способности любить; и любовь к Богу, объединяющая все стороны бытия.
В любви человек способен чувствовать и переживать свою абсолютную необходимость. Во многих ролях и социальных функциях можно заменить конкретного человека, но не в любви. В любви человек способен чувствовать смысл своего существования для другого человека и смысл существования другого человека для себя.
Так настоящая любовь развивает личность, делает ее мудрой и ответственной. Такая любовь может стать достойным фундаментом семьи как ветви человеческого рода.

