Европейский брак в эпоху Средневековья

В четвертом и пятом веках в Европу постоянно вторгались северные варварские племена, которые привносили свои представления о браке и своих брачных обрядах. Например, по традициям германских племен брак был моногамным, а супружеская измена, будь то мужа или жены, строго каралась моралью и законом. С другой стороны, французские племена одобряли полигамию и разрешали покупку и продажу невест. Почти во всех варварских племенах считалось, что брак существует для блага семьи, для сексуального и экономического комфорта.

УЗНАЙ!!! - Почему теряется способность концентрироваться
10 часов назад
Витрина женских классических костюмов
8 часов назад

С переходом от племенной общины к национальной и усилением королевской власти феодальные вожди постепенно теряли свою абсолютную власть, в том числе право решать вопросы браков своих вассалов и смертных.

Средневековье имело ауру рыцарства. С другой стороны, в сфере брака дело обстояло так: рыцари должны были жениться на дамах из своего круга. В основном брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны, девушка продавала свою девственность и целомудрие, с другой стороны, мужчина брал на себя ответственность содержать и обеспечивать ее и своих будущих детей.

Серенады, обычное зрелище, относящееся к Средневековью, требовали объяснения — их обычно пели у окна.

другие люди

жены. Общепринятое и средневековое понятие серенады требует некоторого пояснения: обычно ее пела за окном чужая жена. Средневековый образ трубадура хорошо сочетается с образом оленя.

В эпоху Возрождения и Реформации стали возможны гармоничные браки. В то же время стали распространяться более либеральные взгляды на брак и возникли новые духовные и сексуальные тенденции.

Христианская модель семьи.

Победа христианской модели семьи над языческой характеризовалась изменением типа отношений между отцом, матерью и ребенком.

В раннехристианскую эпоху многие законы о браке были радикально изменены. Например, были запрещены полигамные браки и левират, т. е. обычай обязывать брата умершего жениться на его вдове.

В раннехристианские времена понятие семьи мало чем отличалось от иудейского. Мужчина оставался доминирующей фигурой с властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх, глава семьи, отец семьи, также выполнял функции лидера. Совмещение ролей Отца и Вождя, Отца и Учителя – это, по мнению Б.И. Кочубея [1], отличительная черта патриархальной культуры.

Сделаем небольшой экскурс, иллюстрирующий справедливость обратного отношения: вождь-отец и его проявления в годы сталинизма.

Д. Ранкур-Лаферьер [2] приводит следующую историю:

«Однажды девочка трех с половиной лет пришла домой и сказала отцу: «Ты мне больше не отец.

«Что это значит — я не твой отец!» — воскликнул он в ужасе.

Женская сексуальная власть
8 часов назад
Экстрасенсорика. Управление реальностью. Развитие сверхспособностей
8 часов назад

— Ты мне больше не отец, — повторила она. — Сталин мой отец. Он тот, кто дает мне все, что у меня есть».

В этой ситуации каждый отец, вступивший в ссору с ребенком, подвергал опасности себя и свою семью. Однако вывод о том, что такие случаи были обычным явлением в сталинские годы, неверен.

Тем не менее, как метко отмечает В. Н. Дружинин [3], ни одна мировая религия не отводит семье столь важное место в системе своего учения, как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель, точнее, модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское учение предписывает миру две модели семьи: идеальную божественную семью и реальную, земную семью.

Идеальная христианская семья состоит из отца, сына и матери (Богородицы). Она построена по принципу авторитета — сочетанию ответственности и доминирования. Иерархия по шкале доминирования-подчинения такова: отец-сын-мать. По шкале ответственности иерархия другая: отец — мать — сын. Жена находится в подчиненном положении; в то же время эта позиция предполагает включение жены в сферу психологической близости.

Помимо идеальной божественной семьи христианство предлагает вариант реальной «земной» семьи. Слова «Святое семейство» обозначают земную семью Иисуса Христа: его приемного отца Иосифа и Деву Марию.

Христианство различает отца, отвечающего за жизнь, здоровье и благополучие семьи (особенно ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого выполняет Бог-Отец. Земная модель христианской семьи — это классический вариант семьи, ориентированной на ребенка. По шкале семейной ответственности члены семьи ранжируются следующим образом: отец — мать — сын. По шкале господства (принадлежность к божественной сущности) порядок обратный: сын — мать — отец. Психологически Мария ближе к сыну, а сын к матери, чем к обоим отцам.

Интересно, что в католицизме культ Богородицы имеет особое значение, подчеркивая ее психологическую близость не только к сыну, но и к отцу (целомудренной супруге Бога-Отца). С другой стороны, протестантские доктрины игнорируют любую роль Девы Марии. Протестантская семья — это отношения человека-человека: отец-сын, господин-наследник, потенциально равные.

Протестант Мартин Лютер был против традиционного таинства брака и считал, что целью последнего является рождение детей и сосуществование супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) оставалось за пределами освященной религией сферы. Уменьшение роли матери привело к ужесточению нравов, например, в кальвинистских семьях (до 12-13 месяцев детей кормила няня, а с 10-12 лет отправляли учиться в соседние семьи). В то же время к XVII веку в Германии, Нидерландах и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные узы как на духовное единство мужа и жены.

Некоторые ограничительные брачные традиции, принятые в Европе, были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий в течение многих лет доминировало в умах американцев, особенно пуритан. Достаточно долго в колониях господствовали антисексуальные и морализирующие настроения. Постепенно женщины были обременены множеством обязанностей при очень небольшом количестве прав. Они не могли владеть недвижимостью, подписывать документы. В начале периода колонизации браки заключались исключительно по расчету. Основные каноны христианского брака таковы: «цель – предотвращение искушения и разврата, цель – продолжение рода, условия – нерасторжение, единобрачие, открытость, церковное благословение, согласие обоих супругов, исключение родства и т. д.» 1.

Структура идеальной православной семьи выводится из общехристианской модели. Но Православие предпочитает божественную семью «Святому семейству». Бог Отец доминирует в триаде. Кажется, что он правит семейным миром на расстоянии, не присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают на себе невидимую и безмерную власть отца.

В православии роль Богородицы преобладает над ролью жены, и, соответственно, материнское отношение преобладает над любящим отношением (гендерным отношением). Неслучайно в православной культуре акцент не делается на эротических отношениях между супругами: они не отрицаются и не подавляются, но кажутся малозначительными.

Единственная желанная для своего мужчины
6 часов назад
Экстрасенсорика. Управление реальностью. Развитие сверхспособностей
10 часов назад

Читайте также