Из треша в «фэшн»: апсайклинг — новая жизнь старых вещей или неумелые переделки?

Апсайклинг можно назвать одним из главных модных трендов последних двух лет. Что это? Если верить английскому определению, это «продление жизни текстиля путем его переделки». Идея создания новой одежды из неиспользованных вещей восходит к 16 веку. До середины ХХ века вещам удавалось прожить две, а то и три жизни. Причина проста: ткань ценилась высоко, а ремесленничество было плохим. Все это изменилось в конце прошлого века: с развитием технологий рынок захватил «быстрая мода» — массовая одежда подешевела, купить новую стало проще и выгоднее, чем ремонтировать старую. Однако вскоре забота об окружающей среде обострилась, и люди начали переосмысливать, как старую рубашку превратить в модное платье. Эту тенденцию поддержали Миучча Прада, Жан Поль Готье и Джон Гальяно. Историк и теоретик моды Ася Аладжалова рассказывает об истоках и перспективах апсайклинга.

Модные фасоны на каждый день и широкий ряд элегантных моделей
8 часов назад
Элегантный женский домашний комплект
7 часов назад

IPQuorum

От Англии Нового времени до «зуммеров»

Чтобы разобраться в современной ситуации, давайте обратимся к прошлому. Историк Питер Сталлибрасс, изучающий английское общество нового века, утверждает, что ткани играли настолько важную роль в жизни Англии того периода, что он даже ввел термин «текстильное общество». За текстиль платили как за деньги, хранили как ликвидный капитал, и на его производстве делались состояния. А те, кто не мог похвастаться стабильным материальным положением, копили однажды купленную ткань, сшивали вещи обратно и копили обрезки. Почему ткани ценились в первую очередь? Во-первых, старую одежду можно было легко перешить по новой моде или переодеть под нового члена семьи (например, ребенка). Во-вторых, она постоянна и может опережать своих владельцев и передаваться по наследству.

Текстильное общество можно было бы назвать и СССР: бастующим рабочим награждали кусками ткани, а в качестве ценного подарка давали взятки. Одежда из хорошей ткани могла прожить несколько жизней, меняя размер, назначение и владельцев.

Многие из тех, кому за тридцать, в детстве носили пришитую одежду. В России этой практикой не увлекалось, наверное, только поколение «зумеров» и некоторых «миллениалов». Возможно, именно поэтому они стали костяком движения «этической моды», которое, например, не допускает использование меха и кожи животных. Ведь чтобы подумать об этике, нужно сначала разобраться с базовыми потребностями — умением одеваться по погоде и ситуации, т.е. иметь комплекты на разные сезоны и случаи жизни. У молодых людей, не помнящих дефицита, винтажные или заказные вещи не ассоциируются с нищетой и нищетой. Для них старая, бывшая в употреблении или переделанная одежда не является определяющим фактором недостатка, что позволяет носить такие вещи без смущения.

По словам энтузиастов винтажа, которые регулярно имеют дело с одеждой, созданной до господства «быстрой моды» 1980-х и 1990-х годов, ткани в прошлом были гораздо лучшего качества: шерсть была плотнее, а шелк легче. Считается, что с приходом «быстрой моды», чтобы добиться максимального комфорта и сократить расходы, производители текстиля стали злоупотреблять добавлением полиэстера даже в те ткани, которые маркировались как 100-процентно натуральные.

«Грязная» индустрия

Начиная с 1980-х годов индустрия моды начала сокращать производственные циклы, ускоряясь из года в год. В начале 21 века путь одежды от эскиза до изделия на полке стал проходить чередой месяца. Таким образом, даже мимолетные тенденции воплощались в предметах массовой моды. Дешевизна этих предметов породила небывалый спрос, а постоянная смена тенденций обеспечивала бесперебойную работу всей системы. Это явление получило название «быстрая мода». А его оборотной стороной была угроза экологической катастрофы, вызванная избытком одежды: изготовленной, купленной и выброшенной через короткий срок использования, или выброшенным нераспроданным инвентарем.

Количество выбрасываемой одежды и текстиля впечатляет: более 2 миллионов тонн в год в России. А общее количество отходов модной индустрии, включая непроданные руны, составляет 92 миллиона тонн. Цифры эти катастрофические: одежда на свалках разлагается долго (в зависимости от материалов), до 200 лет, при этом выделяется метан и загрязняется почва, увеличивая площадь свалки. Добавьте к этому затраты на электроэнергию, потребление воды и потогонные мастерские, разбросанные по странам третьего мира, и окажется, что индустрия моды — одна из самых «грязных» и неэтичных в мире.

В Западной Европе десять лет назад говорили о переизбытке одежды, но движения было мало. Процесс осознания, возможно, занял какое-то время, но потом ударил Covid. В сложившихся условиях пандемии и карантина люди были вынуждены изменить привычные жизненные траектории. По словам Ирины Кучер, исследователя практики штопки одежды, во время блокады в Италии значительно увеличилось количество людей, занимающихся штопкой и подгонкой одежды.

Модные кутюрье в старых джинсах

В 2021 году многие миры высокой моды выпустили коллекции с использованием технологий вторичной переработки. Harper’s Bazaar даже рискнул назвать «идею апсайклинга главным трендом осени 2021 года». По данным журнала, поворотным моментом для кутюрье стал первый карантин, когда невозможность получить новые поставки вынудила их использовать нераспроданный инвентарь прошлых лет в качестве материала для новых коллекций. Одной из самых распространенных идей была переработка старых кусков джинсов. Джон Гальяно, креативный директор Maison Margiela, использовал старую джинсовую ткань для изготовления курток и пальто. Титосэ Абэ также обратился к переработке джинсовой ткани, создав объемную старую юбку Levi’s для Жана Поля Готье и сочетая ее с жакетом, который был точной копией модели модного дома 1994 года. Креативный директор Schiaparelli Даниэль Роузберри также использовал старую джинсовую ткань для создания куртки с эксцентричным декором в стиле 1930-х годов. Прежде всего, джинсовая ткань хорошего качества действительно очень долговечна и может выдержать несколько изменений. Он хорошо держит форму и подходит для изделий, которые должны произвести впечатление на зрителя своим объемом и фактурой. Во-вторых, деним ассоциируется с демократизацией. Это значит, что взять старый деним в кутюрную коллекцию — это вдвойне похвалить демократа.

Соблазнительные стильные платья: экономьте с техникой шопинга «low price, high style»
8 часов назад
Модные фасоны на каждый день и широкий ряд элегантных моделей
10 часов назад

Еще одной идеей апсайкла было использование винтажной одежды. Гальяно, конечно, и раньше выставлял на подиум винтажную обувь и плетеные корзины, но в 2022 году представил платье из винтажных и антикварных обрезков. Миучча Прада, создательница инициативы по производству экологически чистого переработанного нейлона и любительница винтажа, создала в 2020 году коллекцию с винтажными элементами, адаптированными к вкусам кутюрье. А в 2021 году объявила о сотрудничестве с тем же Levi’s.

Китель с акрилом

На российском рынке стоит присмотреться к работам Евгении Барковой, выпускницы Британской высшей школы дизайна и автора бренда Jackson de Ville. Евгения – поклонница апсайклинга, для нее это глубокое внутреннее убеждение, а не дань моде.

Роман Кянджалиев, еще один художник, разделяющий ценности апсайклинга, прокомментировал созданную им капсулу курток и туник на заказ, отметив важность сохранения первоначальной художественной ценности вещи, отметив, что ткань, фактура и цвета становятся отправной точкой для дальнейшей работы. Роман расписал жакеты акриловыми красками и добавил интересные детали, например, отстегивающуюся спинку из шелковой ткани. Он также изменил силуэт песен. Таким образом, обычные предметы быта превращались в необычные дизайнерские творения.

Пример Кянджалиева очень показателен. Идея апсайклинга как раз и заключается в улучшении качества оригинала путем добавления или обновления. Роман использует винтажные ткани, превращая старые повседневные предметы в дизайнерские элементы.

Вопрос востребованности персонализированных вещей среди пользователей обсуждают и организаторы конкурса «От мусора к моде», инициированного фондом «Други дыхание». Виктория Терра, экодизайнер модного бренда Viterra, визионер устойчивой моды и исследователь материалов, рассказывает об особой философии правильного апсайклинга:

«Настоящий апсайклинг — это не просто информационная повестка, а новый подход к созданию одежды: вещи изначально создаются максимально экологично и с учетом будущей переработки. Другие цели конкурса — расширение профессионального сообщества и внедрение устойчивых технологий моды в новые люди.»

В то же время российский рынок апсайклинга не может похвастаться ни качеством, ни яркими идеями. Большинство салонов предлагают вещи, очень похожие на результаты детских экспериментов над старым маминым гардеробом.

Однако в ближайшие годы сферу российского апсайклинга, скорее всего, ждет коренной переворот. Можно предположить, что в случае, если европейские бренды, такие как H&M или Zara, навсегда уйдут с российского рынка, потребителям придется вспомнить о своих навыках вдумчивой раскройки и тщательной штопки. Свитер из двух половинок разных свитеров — это в большинстве случаев апсайклинг ради апсайклинга, потому что получившаяся вещь — это скорее реклама модной программы, чем практичная вещь. В новых реалиях стоимость оригинальных предметов одежды, пусть и несколько устаревших, может расти на глазах. Ненужная одежда будет сортироваться более тщательно, сохраняя то, что можно незаметно сшить. Уровень мастерства, вероятно, повысится, поскольку переделка и ремонт одежды больше не будет происходить из-за скуки или желания заявить о себе в моде, а по необходимости. Если ситуация будет развиваться таким образом, россияне вернутся в условия советского «текстильного общества», но неизвестно, выдержит ли одежда эпохи «быстрой моды» многочисленные переделки и как быть с утраченными навыками шитья. .

Это и многое другое можно найти на © IPQuorum, первом в России издании о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum — новый формат международного бренда, с 2017 года организующего все самые значимые события в мире интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и область институтов развития. IPQuorum придерживается доказательной редакционной политики и показывает на основе достоверных фактов и судеб, что сегодня инновации возникают на стыке различных идей и отраслей.

Творчество на платьях: вдохновляющая коллекция Dress Me!
7 часов назад
Творчество на платьях: вдохновляющая коллекция Dress Me!
8 часов назад

Читайте также