В каждой стране свое понятие о семье со своими традициями, которым много сотен лет. Если брать в расчет страны, которые можно отнести к близким к европейской культуре, то развитие в целом шло по сходному пути. Быстрые изменения начались примерно в конце 19 века и продолжаются по сей день.


Несмотря на постепенное возникновение единой европейской общности на месте отдельных государств, национальные семейные традиции по-прежнему сильны и различаются от страны к стране. Тем не менее, можно выделить некоторые общие черты и тенденции.
Требование создания семьи
Надо сказать, что само требование создания семьи не доминирует над европейцами так сильно и жестко, как в России. Иными словами, идея о том, что нормальной «неуспевающей» девушке нужен муж сразу после поступления в школу, иначе она останется одна, не слишком популярна. Молодой человек также не придерживается принципа «Ты должен жениться».
Мужчине может быть довольно сложно заниматься несколькими важными делами одновременно. В нашем случае сложно посвятить себя работе, семье и развлечениям. Характер работы в наши дни таков, что без полной самоотдачи очень легко ее потерять, а новые технологии меняют характер работы, делая ее еще более интересной и приносящей удовлетворение. Развлечения также стали настолько разнообразными, веселыми и захватывающими, что есть смысл посвятить им все свое время.
Поэтому очевидно, что люди распределяют свое время по-другому, чем раньше. Можно сказать, что есть более важные, интересные и более насущные дела, чем семья.
Следовательно, воспитание в европейской семье отодвинуто на более поздний срок, и нормально, если оно происходит около 30 лет или чуть больше.
Вступление в брак
NGDPhotoworks / Pixabay
Официальная, официальная свадьба случается не так часто, как раньше. Все больше и больше людей на протяжении своей жизни решают испытать различные формы гражданского брака, при этом смело рожая детей. Люди, живущие в гражданском браке в Европе, имеют практически те же права, что и в официальном браке, а главное, эти права четко соблюдаются, в отличие от России.
Кто кормилец-то?
В России существует четкое отношение к патриархальной семье, в которой мужчина является главным человеком, является «кормильцем», зарабатывает деньги и старается содержать жену и детей.
Почему-то это считается чем-то, чем можно гордиться, хотя на самом деле это просто форма создания семьи. И семья, как и любое явление в меняющемся мире, должна приспосабливаться к изменениям, иначе она просто не выживет.
На самом деле, это действительно распространенное представление о семье в России сейчас, что на самом деле немного странно — в СССР была довольно четкая установка на гендерное равенство и поощрение женщин работать, а не просто заниматься домом. Более того, не работать было преступлением.
Таким образом, в европейской семье, как правило, нет четкого гендерно-ресурсного разделения.
Во-первых, главой семьи может быть кто угодно или никто, и это норма.


Во-вторых, деньги могут быть заработаны одним из партнеров или совместно. В этом отношении разница с Россией, на первый взгляд, не принципиальная, а на самом деле решающая с психологической точки зрения. Здесь, если мужчина зарабатывает меньше женщины или играет второстепенную роль в семье, занимается домашним хозяйством, это негативно воспринимается обществом эпитетами типа «ты превратилась в женщину», «слабак», «какой мужчина ты после этого?». Конечно, это не способствует справедливому распределению ролей в российской семье, создавая совершенно ненужные кризисы в отношениях и неприятные переживания как для женщин, так и для мужчин.
Высокие доходы, толерантность и равноправие, приближающееся к истинному равноправию, позволяют европейцам достаточно свободно вести себя в определении того, кто главный, и в этом одно из принципиальных отличий европейских семей от российских семей.
Однако следует отметить, что модели могут значительно различаться в зависимости от страны; есть и достаточно патриархальные европейские страны.
Воспитание детей
Фотомек / Pixabay
Воспитание детей в основном основано на поддержке, уважении, разъяснении, внимании, недискриминации и запрещении телесных наказаний. В некоторых странах строгость наказания детей регулируется законом. Например, телесные наказания в любой форме могут быть полностью запрещены.
На данный момент есть два важных аспекта воспитания.
Во-первых, крайне важно, чтобы дети воспитывались при поддержке и внимании к их проблемам. Но таким образом, чтобы научить их решать проблемы самостоятельно (не отказывая им в поддержке). Если это происходит, то способствует появлению самостоятельных личностей с хорошей самооценкой, большой жизнестойкостью и ответственностью перед собой.
В России более распространен подход, при котором детей либо игнорируют, либо жестко критикуют. В результате появляются люди с нерациональным подходом к жизни, психически слабые, сложные, агрессивные; жизнь в жестких и нефункциональных установках в современном обществе.
Подписывайтесь на нашу психологическую клинику (Москва), очно или Zoom:
Психологическое насилие, восстановление от обид и нарциссов, отделение от обидчика, изменение вредоносного поведения, самооценка, программа «Я больше не жертва», отношения, потеря смысла, синдром милого (комфортного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальный проблемы, одиночество, отношения «взрослый-ребенок-родитель» и другие…
Второе интересное наблюдение — большая автономия детей от родителей после достижения ими совершеннолетия. Как правило, дети быстро уходят от родителей, а родственные связи имеют гораздо меньшее значение, чем в России. Вполне нормально встретиться один раз (или просто созвониться) в праздники. Конечно, здесь есть два аспекта. Во-первых, это образование, в котором детей учат быть независимыми, а во-вторых, даже у молодых специалистов достаточно дохода, чтобы арендовать собственное жилье и жить своей жизнью.
Конечно, все знают, что в Европе существует проблема рождаемости. Хорошо, если в семье двое детей. Судя по всему, значительная часть европейцев считает, что у них есть другие дела в этой жизни, например, интересно и сытно проводить время, не посвящая себя детям. Это не следует рассматривать как нарушение священных основ. Так развивается общество, что всегда естественно, даже если в следующем поколении происходит обратный процесс.

