Каковы основные признаки волевого поведения?


Их можно вывести из вышеприведенного всеобъемлющего описательного определения воли. Намеренное поведение – это поведение человека, которое:
- оно сознательно контролируется «я»;
- это специально;
- это включает в себя принятие решений;
- соотносится с борьбой равнозначных мотивов, которые сами по себе не могут вызвать однозначно целенаправленного поведения;
- Он заключается в приложении внутренних усилий для ее достижения, то есть преодоления препятствий, появляющихся на пути к цели.
Эти пять признаков отличают волевое поведение от непроизвольного поведения, при котором воля не принимает активного участия в управлении им.
Наличие любого из этих признаков достаточно, чтобы считать поведение человека волевым.
Отсутствие всех пяти признаков означает, что мы имеем дело с непроизвольным поведением. Во всех остальных случаях имеет место частичный вклад воли в регуляцию поведения. Примеры такого поведения, в котором не задействована регуляция воли, весьма многочисленны. Это все виды поведения, осуществляемые, например, на бессознательном уровне. К ним относятся непроизвольные действия и автоматические реакции человека на любые внутренние импульсы или внешние воздействия. Это также поведение под влиянием галлюцинаций, бреда, гипноза, сна или полусна. К непроизвольным поведениям относится и подавляющее большинство случаев автоматической психической регуляции органических процессов.
В целом для человека характерно сочетание волевого и непроизвольного поведения. Волевое поведение в деятельности преобладает тогда, когда то, что человек делает в данный момент, имеет для него особое значение, или когда в преднамеренных действиях возникают труднопреодолимые препятствия, которые необходимо понять, осознать и принять обоснованное решение о том, как действовать в процессе данной ситуации.
Когда мы используем термин «воля», мы используем его для описания не только поведения человека, но и самого этого человека.
Например, мы говорим: «Этот человек определенно волевой, а этот человек, вероятно, безвольный.


Когда мы используем этот тип утверждений, мы имеем в виду, что люди могут иметь или не иметь определенные черты личности, которые называются силой воли. Есть такие особенности. Мы можем определить их как характеристики характера человека, в которых проявляется его воля. К таким свойствам относятся, например, упрямство, упорство, целеустремленность, настойчивость, ответственность, целеустремленность, трудолюбие и ряд других личностных качеств. Знание перечня таких свойств свидетельствует о том, что человека как личность можно по-разному оценивать по уровню развития этих свойств. Например, такие волевые качества, как упрямство и настойчивость, характеризуют человека как не очень высокоразвитую личность, а целеустремленность и ответственность, наоборот, представляют человека как высокоразвитую. Отсюда следует, что по мере развития человека совершенствуются и его волевые качества.
Как формируются и развиваются волевые качества человека?
Прежде чем ответить на этот вопрос, переформулируем его следующим образом: как развивается сильная воля человека в целом, а вместе с ней и его отдельные волевые качества? Наблюдения за поведением детей свидетельствуют о том, что первые явные признаки проявления волевого поведения можно обнаружить в возрасте от двух до трех лет. Это означает, что это время, когда дети уже имеют завещание и могут его оформить. Можно предположить, что зачатки силы воли можно отнести к тому времени, когда у ребенка вырабатываются первые упорные действия по преодолению препятствий, подкрепляемые наблюдающими за ними взрослыми. Обычно это происходит между первым и вторым годами жизни ребенка. Признаком того, что ребенок начинает развивать собственную силу воли и что преодоление препятствия доставляет ему удовольствие, является то, что он или она повторяет действия, которые не были полностью успешными для достижения цели самостоятельно. Такое поведение можно наблюдать у некоторых детей в возрасте от 6 до 8 месяцев. Например, младенец пытается дотянуться до предмета или игрушки. Оно не сразу удается, но он упорно повторяет действие до тех пор, пока оно не увенчается успехом, и тогда он испытывает явное удовольствие.
Первые признаки волевого поведения, наблюдаемые у детей второго и третьего года жизни, свидетельствуют о том, что у ребенка сформировались так называемые первичные волевые качества. Это относится, например, к таким чертам, как упрямство и упрямство, т. е. чертам, характеризующим относительно низкий уровень волевого развития. Вероятно, о начале формирования вторичных волевых черт личности можно говорить лишь с того момента, когда волевое поведение ребенка приобретает рациональный и осознанный характер. Чаще всего возникает в возрасте от 5 до 6 лет и ранее, в дошкольном возрасте. В это время во многих доступных детям видах деятельности — играх, а отчасти в общении, обучении, труде — начинают развиваться настойчивость, целеустремленность, ответственность, то есть собственно вторичные волевые качества личности. В детстве воля человека продолжает активно развиваться. Особенно важен в этом отношении период подросткового возраста, так как для многих подростков сила воли становится одним из наиболее ценных человеческих качеств, и почти все дети в этом возрасте начинают целенаправленно и активно развивать свою волю.
К концу подросткового и началу подросткового возраста основные характеристики силы воли можно считать зрелыми. Практически что означает следующее. Во-первых, если к этому возрасту у человека развита воля, он может проявлять ее самостоятельно во всех делах, за которые берется. Во-вторых, если у человека отсутствует воля, с этим недостатком сложно справиться после этого возраста. В-третьих, подростки, обладающие волей, обычно с этого возраста быстрее развиваются в личностном плане, чем подростки, выросшие без воли. Вне подросткового возраста, то есть после 25-30 лет, волюционализм не развивается. Если человек к этому возрасту стал волевым, он, скорее всего, останется волевым, если к этому возрасту он, вероятно, останется волевым и в будущем.
Это не значит, однако, что воля человека по достижении указанного возраста и в ходе его психического развития (которое, несомненно, продолжается) совсем не изменяется. Эти изменения воли, которые могут и иногда происходят после 25-30 лет, проявляются в том, что волевое поведение человека становится все более рациональным, осознанным и целенаправленным. Прежде чем человек приложит какое-либо усилие воли, обдумывает, взвешивает свои шансы, решает для себя, делать ли что-либо, требующее усилия воли, или нет, и если после долгих размышлений он приходит к выводу, что это стоит делать, только тогда он начинает проявлять свою волю. Другими словами, воля человека вместе с его умственным развитием перестает быть слепой, иррациональной силой, а становится сознательным подспорьем его разума.

